image 31 08 21 11 10 1024x768 1

Дискуссионная сессия «Модели и векторы развития региональных кино и анимационных кластеров. Опыт и обсуждение» прошла в рамках «Российской креативной недели»

В настоящее время в России существует несколько моделей развития регионального кино и анимации: поддержка национального кинематографа, развитие фестивального движения, создание и развитие системы рибейтов для привлечения федеральных съемочных групп. 

В рамках «Российской креативной недели» в Парке Горького состоялась тематическая дискуссионная сессия «Модели и векторы региональных кино и анимационных кластеров. Опыт и обсуждение», в которой приняли участие представители региональных властей, киноэксперты, продюсеры. 

Модераторами дискуссии выступили исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов Российской Федерации Дмитрий Якунин и исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова.

В числе участников:

Борис Машковцев – директор киностудии «Союзмультфильм»;

Владимир Николаев – генеральный директор компании Wizart Animation (Воронеж);

Андрей Ермак – министр культуры Калининградской области;

Миляуша Айтуганова – генеральный директор Татаркино;

Талия Ильгизовна Минуллина – руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан;

Василий Нелюбин – заместитель губернатора Красноярского края;

Евгений Григорьев – креативный продюсер Свердловской киностудии;

Галина Сыцко – заместитель директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ;

Георгий Кудинов – президент ГК «Южный регион» (Ростов-на-Дону);

Андрей Антипенко – представитель Молодежного центра (Самарская область);

Владислав Левочкин – первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Евгения Сидорова – министр культуры Ульяновской области;

Зураб Агирбов – министр культуры Карачаево-Черкесской Республики

 (КЧР);

Михаил Калинин – секретарь по орг. вопросам СК РФ;

Ольга Жукова — исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения; 

Евгения Данильченко – руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий, АО «Российский экспортный центр»;

Сусанна Альперина – обозреватель «Российской газеты»;

Виктор Будилов – генеральный продюсер кинокомпании «Гамма»;

Тимур Джафаров – «Team Films»;

Родион Павлючик – президент ГК «ПРИОР»;

Ирен Ванидовская – Директор по внешним и региональным связям компании BAZELEVS.

Открывая дискуссию, Дмитрий Якунин отметил, что сегодня тема децентрализации кинематографа становится все более актуальной. Главный вопрос сегодняшней дискуссионной сессии в следующем: есть ли какие-то модели развития регионального кино или все абсолютно индивидуально и в каждом регионе это должно развиваться по-своему? 

По словам Ирины Мастусовой, анимация будет прирастать регионами: «Мы делаем ставку на развитие индустрии в регионах для того, чтобы там у нас появлялись свои кадры, чтобы можно было отдавать заказы на аутсорс». Это дешевле для производства. Но схема экспансии анимации в регионы, по ее мнению, отличается от кино. Если в кино можно пригласить съемочную группу, регионы создадут условия, дадут сотрудников, рибейты, то в анимации все умеют работать на аутсорсе. Однако нужно готовить кадры: педагогов, студентов, открывать студии и т. д. А для этого нужна организующая роль руководств регионов, потому что анимация – это трудоемкий, затратный процесс. 

Андрей Ермак считает, что для каждого региона подходит своя модель, но уверен, что есть определенный минимум элементов, которые должны присутствовать в регионах, для того чтобы работа в части поддержки кино была максимально эффективная. Основной элемент для системы поддержки кино – это создание кинокомиссии. В ней должен быть отдел, который решает организационные вопросы поддержки кинематографистов, приезжающих в регионы. В Калининграде с 2019 года существует АНО «Фестивальная дирекция» – это служба одного окна. Они же подбирают партнера, который сопровождает съемки на территории региона. Второе, что необходимо, по мнению Андрея Ермака, – это рибейты, которая в Калининграде составляет 20 % от денег, потраченных на территории региона, и может быть доведена до 40 %. «Это два основных краеугольных камня, – отметил министр культуры региона. – Все остальное – это процесс творчества регионов. В 2021 году в Калининградской области будет 19 проектов, претендующих на рибейты. Общая сумма проектов составит примерно 250 млн руб. Рибейты составят минимум 50 млн. руб.».

Сейчас на территории Калининградской обалсти уже действует 6 кинопроизводственных компаний, созданы ренталы, отдел кинематографии, кинорезерв, и, самое главное, большая социальная киноактивность. То есть очень много людей, так или иначе связанных с кино, приезжают в Калининград, стараются найти для себя проекты, партнеров. «Некоторые считают, что рибейты не окупаются. По нашему мнению, – сказал Андрей Ермак, – это не так, потому что у нас было 3 составляющих, которые надо было решить. Первое – создать индустрию кинопроизводства в регионе, и рибейт этому очень серьезно помог. Второе – обеспечить те затраты, которые производители совершают на территории региона, потому что мы выплатили 50 млн в прошлом году, но кинопроизводители потратили 250 млн руб. Это значит, 250 млн. руб. осело в карманах нашего бизнеса. Уже в этом году в Калининградской области вводится рибейт в размере 20 % на производство музыкальных клипов. Третье – нативная реклама региона, которая помогает раскрыть туристический потенциал, реализовать культурные проекты, привлечь инвестиции».

Еще один важный вопрос в Калининградской области – образование. У производителей сейчас существует запрос на подготовленные кадры в регионе, потому что они не хотят их везти откуда-то. По словам Андрея Ермака, кинорезерв региона, указанный на сайте cinema.39.ru, на данный момент составляет 70 человек. В Калининграде совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения проходит курс, по итогам будут выданы дипломы государственного образца.

Владислав Левочкин отметил, что этот процесс в его регионе имеет свои особенности, например, в Якутии не прижилась система кинокомиссий. В регионе своя культура, поэтому фильмы снимаются на якутском языке. Они переводятся, дублируются, создаются титры. Это потребность местного населения – смотреть кино на родном языке, с традиционным юмором, с тем смыслом, который местные кинематографисты хотели вложить, с сохранением традиций и культуры. Однако работы якутских мастеров отмечают на различных конкурсах. Их фильмы начали выходить во всероссийский прокат с 2015 года. В 2021 году впервые якутский фильм вышел в международный прокат. В регионе активизировалась работа с интернет-площадками, в том числе европейскими и американскими, с такими платформами, как ivi, okko, amazon.   

Владислав Левочкин отметил, что приоритетом в развитии станет совместное производство. «Объемы поддержки у нас наращиваются, – добавил он. – В этом году второй раз в регионе проводили питчинг, на котором распределяли 35 млн. руб. Сейчас правительство работает над тем, чтобы сформировать медиаплатформу, которая смогла бы обеспечивать компьютерную графику, титры – все то, что мы обычно покупаем. Планируется создание кластера – медиалаборатории, которая будет совмещать медиашколу для подготовки новых специалистов», – подвел итог Владислав Левочкин.   

По сравнению с Калининградской областью и Якутией, Красноярский регион сегодня делает только первые шаги в развитии регионального кинематографа. Василий Нелюбин напомнил, что в 2028 году Красноярску исполняется 400 лет. Руководству региона хотелось бы, чтобы к этой дате у них появилось кино. У региона богатая кинематографическая история, в том числе история документального кино. По данным Василия Нелюбина, с 2017 года руководство региона выделяет гранты на создание документального кино. В этом году впервые провели питчинг. Было принято решение возрождать кинохронику в регионе. По словам В. Нелюбина, регион планирует пойти по пути создания кинокомиссии. 

Еще один регион, который активно развивает кинематографическую отрасль на своей территории, – это Татарстан. По словам Талии Минуллиной, в регионе действует программа «Сохранение и развитие кинематографии» (2014–2025 гг.). Ее бюджет составляет 58 млн. руб. За 2020 г в Татарстане были в два раза увеличены инвестиции в область культуры. В прошлом году в Альметьевске открыли анимационную школу студии «Союзмультфильм», которую профинансировала компания Татнефть. Э

По словам руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, в регионе уже не первый год реализуется проект «Кино за семь дней». В рамках конкурса в Татарстан прислали сценарии со всего мира, были отобраны 10 молодых режиссерских команд. Одним из условий было съемки в культовых местах – на объектах ЮНЕСКО, в Казанском кремле, на острове-граде Свияжск и др. Получившиеся короткие метры собрали в одну работу и показывали в кинотеатрах. И сейчас эта работа путешествует по фестивалям, что является очень хорошей формой продвижения региона, – считает Талия Минуллина. 

Она также отметила, что каждый год в Татарстане проходит Казанский Международный Фестиваль Мусульманского кино. В этом году в рамках фестиваля ввели инновацию – кинорынок, на котором должны встретиться создатели фильмов и потенциальные покупатели. 

Миляуша Айтуганова, являющаяся продюсером фестиваля, отметила: «Кинорынок – это актуальная идея, потому что очень многие кинематографисты не находят места в федеральных репертуарных планах и многие фильмы остаются не показанными на территории РФ. Мы решили собрать в Казани всех, кто снимает на региональном уровне, познакомить их друг с другом и создать каталог регионального кино. Подтвердили заявки 19 продавцов (кинокомпаний) и столько же покупателей (дистрибьюторов). Участие в проекте бесплатное. Мы даже компенсируем некоторые дорожные расходы и проживание. Возможно, – выразила надежду Миляуша Айтуганова, – наш опыт сподвигнет федеральные власти к квотированию региональных фильмов в федеральном прокате, либо какие-то изменения внесутся в федеральное законодательство по кинематографии».  

По словам Евгении Сидоровой, сегодня правовая база Ульяновской области – до 30 % рибейта. По ее мнению, в регионе есть достоинства, которые могут сделать его привлекательным для съемок фильмов, это: самое широкое течение реки Волги, заповедник, улица застройки 19-го века, объекты культурного наследия, на которых могут проходить съемки. 

В регионе реализуется образовательная программа совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения, ведется разговор об открытии филиала этого института в Ульяновске. В области есть 17 киношкол, создана кинолаборатория на базе областного кинофонда. Проводится международный фестиваль «От всей души». Его тема – семейное кино. На базе детских школ искусств и некоммерческих объединений существует образовательная анимационная программа. В планах – создание школы анимации на базе кинолаборатории.

Карачаево-Черкесская Республика дважды выигрывала президентский грант на организацию киношколы. В этом году она проходит в регионе в третий раз. Грант получен на обучение специалистов второй линии, то есть звукорежиссеров, операторов, помощников – как раз тех, кто нужен на местах, когда съемки проводятся в регионе. «Мы движемся в сторону развития киностудии, – сказал Зураб Агирбов. – Дорожная карта, которую СК РФ разработал для нас, стала серьезным усилением стратегии развития кино в регионе. У нас начались съемки полнометражных фильмов. Сейчас снимается две киноленты. По нашим подсчетам более 13,5 млн. руб, которые выделены из бюджета на съемки фильмов в нашем регионе, останутся в КЧР. К сожалению, у нас нет кинокомиссии, возможности возвращать деньги, но мы вкладываем тот ресурс, который есть у Министерства культуры КЧР (снимаем много административных барьеров, помогаем использовать государственный транспорт, наши актеры нанимаются на третьи роли и в массовку, с логистикой мы тоже помогаем)».

Ближайший шаг для региона – создание онлайн-базы локаций, сервиса, техники в регионе, которую планируется запустить до конца года. 

«Объемы производства Союзмульфильма растут на 40 % каждый год, – отметил Борис Машковцев. – С такими темпами проекты перестали помещаться в стенах студии, и нам не хватает рабочих рук. Сейчас часть производства отдается партнерским студиям в других городах, а иногда даже в других странах. Нам интереснее отдавать производство в регионы, но нужно убедиться, что там есть квалифицированные коллективы». В результате перезапуска студии в 2018 году было произведено вложение со стороны государства в инфраструктуру, в создание технопарка на базе Союзмультфильма, в закупку нужного оборудования и программного обеспечения, в налаживание правильной технологии производства. Плюс в Москве есть сложившаяся исторически программа профильного образования.  Здесь происходит множество культурных мероприятий, которые поддерживают интерес к отрасли не просто как к сфере развлечения, но и как к сфере профессионального применения. 

В результате Союзмультфильм стал предлагать опыт другим регионам. Со многими у компании сейчас есть договор о сотрудничестве. «Мы делимся опытом, какие технологии следует развивать в регионе, какую они дают отдачу; какие специалисты будут востребованы как специалисты среднего звена. Мы предлагаем построить инфраструктуру. В регионах развитие киноиндустрии – это всегда сотрудничество местного бизнеса с местными властями», – уверен Борис Машковцев. 

У Союзмультфильма есть детские центры, они воспитывают квалифицированного зрителя, пробуждают в детях тягу к творчеству. Подхватывают в подростковом возрасте и предлагают стать молодыми специалистами. Союзмультфильм запустил факультет анимации совместно с Университетом «Синергия», который по системе ДПО позволяет контрактоваться с вузовскими площадками в других городах и подключать к преподаванию московских специалистов и специалистов из других городов. «Все регионы приходят разным путями к одной цели – дать молодежи новую профессию», – заключил директор киностудии «Союзмультфильм».  

Что касается сферы анимации, то, по мнению Владимира Николаева, сейчас есть три проблемы: кадры (введение профстандартов и подготовка курсов), самобытность контента, технологии. По его подсчетам, 500 млрд. долларов в год нужно инвестировать, чтобы иметь технологии, позволяющие конкурировать с аналогами из Америки и Европы, занимать первые места в рейтингах, чтобы зрителя от истории не отвлекала плохая вода, плохие волосы. А чтобы картинка соответствовала классу «А», нужны технологии. Wizart Animation разработали собственное программное обеспечение и начали раздавать коллегам, чтобы они его бесплатно опробовали, ощутили, что оно дает качественное преимущество. «Чтобы добавить самобытности, мы должны развивать некоммерческую анимацию, авторское кино», – подчеркнул Владимир Николаев. 

Что касается Ростовской области, то там на базе университета сделано несколько работ. В Ростове появилось две компании, которые пытаются позиционировать себя как организаторы съемочного процесса. «У нас работает детская школа ТЭФИ, где есть и компьютерная, и пластилиновая анимация, – отметил Георгий Кудинов. – У нас появилась учебная программа. Мы работаем по трем направлениям: игры, анимация, кино (спецэффекты)». 

Евгений Григорьев, недавно вступивший в должность одного из руководителей «Свердловской киностудии», подвел итоги работы прошлого руководства: 95 % помещений было в аренде, только 5 % использовалось под кинопроизводство. Сейчас в регионе планируется запустить рибейт. Вся документация уже подготовлена. 15 сентября начинает работать школа второго состава. Это бесплатная образовательная программа. «Свердловская киностудия – это не очередная организация кинематографии, – подчеркнул Евгений Григорьев, – это культурная институция. У нее есть права и обязанности. Право наше как опорной киностудии: если Правительство РФ примет решение, мы будем модернизированы (мы находимся на самоокупаемости, поэтому наших средств на это не хватит). У нас есть несколько типов ответственности: 1) территориальная (мы будем рассказывать уникальные мифы Урала и Сибири), 2) профессиональная (сделать киностудию точкой входа профессионалов в индустрию УРФО), 3) социальная (сделать организацию открытой для горожан, создать доступную среду)».

По мнению Евгения Григорьева, у каждого региона разный путь, что касается развития кинематографа, но цель одна – вырастить кадры, «подсветить» свой регион, обеспечить межкультурную и финансовую коммуникации между всеми.

Галина Сыцко отметила особую важность для поддержки регионального кино Концепции развития отечественной кинематографии, которая сейчас разрабатывается. Главы про региональный кинематограф, по ее мнению, имеют существенное значение. «Мы подсчитали, что в этом году региональные бюджеты готовы вложить в кинопроизводство более 500 млн руб. Это сумма рибейтов, субсидий, которые заложены в региональных бюджетах на кинопроизводство, – пояснила Галина Сыцко. – Нам кажется, это сумма огромная, она лишь в два раза меньше суммы, заложенной в законе о бюджете на производство по линии Министерства культуры РФ. Это говорит о том, что региональный кинематограф развивается, и мы всячески готовы это поддерживать. Среди дебютных проектов, которые допущены до питчинга, есть проекты, представленные кинематографическими организациями из регионов». Однако Галина Сыцко уверена, что самое главное – это не только те деньги, которые напрямую выделяются на кинопроизводство из бюджетов. Инфраструктура и готовность регионов встречать кинематографистов имеет, может быть, даже большее значение, чем процентная ставка рибейтов и количество миллионов, которые будут выделены в качестве компенсации затрат. Потому что именно открытость и готовность помочь, наличие специалистов, заинтересованных в развитии индустрии на местах – имеют действительно большое значение. 

Евгения Данильченко напомнила коллегам из регионов, чтобы они ориентировались на то, что нужно создавать глобальный контент, который будет представлять нашу страну на международных рынках, потому что наша страна полна творческих идей и хороших разработок, в которых нуждается мир. Она также уточнила, что с 1 сентября «Российский экспортный центр» открывает последнее в этом году окно на прием заявок по субсидиям на адаптацию и маркетинг за рубежом и приглашает все регионы активнее участвовать в получении этой поддержки. 

Сусанна Альперина анонсировала подготовленную «Российской газетой» вместе с министерством культуры Калининградской области экскурсию по тем местам Калининграда, где снималось кино. Она уверена, что, следуя этой модели, можно организовать подобные экскурсии и в других регионах. Сусанна Альперина призвала регионы при осуществлении какого-то проекта задумываться, «как он будет смотреться в медиамире». Часто проекты плохо освещаются и о них мало кто знает. Она выразила свою готовность приехать при необходимости в регионы и провести круглый стол и мастер-класс по взаимодействию с медиамиром.

В рамках круглого стола прозвучали интересные предложения от продюсеров, приглашенных Ассоциацией продюсеров кино и теллевидения. Например, Виктор Будилов объявил, что кинокомпания «Гамма» располагает более чем 1,5 млрд. руб., которые они готовы уже в следующем году вложить в регионы. Компания ищет партнеров для съемок фильма там, где производят, а также регионы, где есть танки и танковые заводы. 

Родион Павлючик (ГК «ПРИОР») дал регионам такой совет: «Если хотите сделать что-то серьезное, делайте сразу на пять лет. Не меняйте правила игры во время игры. Опыт Калининграда показывает, что это работает прекрасно. За 1–2 года на каком-нибудь громком проекте вы ни денег, ни профессионалов не сделаете. Не замахивайтесь на громадные миллиардные проекты, не стройте студии с павильонами. Посоветуйтесь с продюсерами. Не покупайтесь на какое-то большое кино, которое за две недели или за два дня отснимется, и потом люди уедут. И всегда находитесь в диалоге с продюсерами». 

Свою готовность работать с регионами выразили также Тимур Джафаров («Team Films») и Ирен Ванидовская (компания BAZELEVS).

Продолжение обсуждения проблем регионального кино состоится 17-го сентября на Санкт-Петербургском международном контент-форуме, в рамках которого пройдет конференция «Развитие производства контента в регионах России: от кинокомиссий к региональным контент-кластерам».

Подготовила Наталья Тонких

Подробнее можно прочитать на moviestart.ru